2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995 1994

Участники фестиваля

Лора Верховская

(интарсия)

Израиль

Выпускница Латвийской государственной Академии художеств по специальности «промышленный дизайн и художественное конструирование». С 1976 года живет в Израиле, является членом «Объединения профессиональных художников Израиля». В 2006 году в Москве в Музее декоративно-прикладного искусства с большим успехом прошла ее персональная выставка «REVIVAL – Возрождение».

HOMAGE СЕРГЕЮ ДЯГИЛЕВУ

«Так сросся с бездной
испанский танец»

Иосиф Бродский

XVI Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь» отмечает 100-летие Русского балета Сергея Дягилева (Ballets Russes) премьерным показом уникальных интарсий известной израильской художницы Лоры Верховской.

В ее работах, выполненных из кожи и замши в старинной технике интарсии, соединились рисунок и графика, стилизация и декоративность, естественная необработанная фактура материала и высокое художественное мастерство. Картины-панно Лоры Верховской обладают особой магией тактильной чувственности: теплая бархатистость замши и мягкий блеск кожи создают мощное поле притяжения зрительского внимания.

Как живописец красками, так Л. Верховская «пишет» картину кожей, будто обладая особой врожденной связью с этим природным материалом. Кажется, именно к ней обращены слова Марины Цветаевой (Флорентийские ночи. Девять писем.1922): «Есть люди страстей, люди чувств, еще есть люди ощущений; Вы — человек эманации. Вы постигаете мир кожей: это не меньше, чем душой».

На Западе слово «intarsia» (intarsio – ит., разновидность инкрустации) употребляется много чаще и шире, чем в русском языке. Самые древние интарсии – итальянские. Пример интарсии на «музыкальную» тему – ренессансная «Лира де Браччо» (1479–1482) работы Джулиано да Майано. На ней итальянский мастер изобразил предшественницу скрипки. Уместно вспомнить, что на этом инструменте искусно исполнял импровизации гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. С недавних пор термин «интарсия» стал употребляться и в названиях музыкальных произведений. Так, современный исландский композитор Хафлиди Халлгримссон (Haflidi Hallgrimsson) в 1991 году сочинил «Интарсию в шести частях для духового квинтета» (Intarsia: Six Movements for Wind Quintet).

На Фестивале «Арт-ноябрь» Лора Верховская представляет в Московском международном Доме музыки серию картин-панно «Моя страна»: пентаптих «Моя маленькая страна», «Еврейская трапеза», «Десять заповедей», «Мертвое море»… Это своеобразный визуальный аккомпанемент концерту группы «The Klezmatics» (США).

В Государственном институте искусствознания состоится выставка картин «Homage Сергею Дягилеву». Уникальные большеформатные интарсии выполнены по эскизам выдающихся художников – сподвижников великого импресарио: Льва Бакста (эскиз костюма «Еврейский танец» к балету «Клеопатра»), Наталии Гончаровой (эскиз костюма св. Иоанна к балету «Литургия»), Константина Сомова («Маскарад») и Пабло Пикассо (эскиз костюма китайского фокусника к балету «Парад»).

Впрочем, обращение к театральной и музыкальной теме сопровождает весь творческий путь Верховской. В ее арсенале – диптихи «Учитель танцев» и «Мария Стюарт», динамичная «Танцовщица» и чувственная «Viola and Violet». Художник раскрывает новые возможности старинной техники интарсии, создавая, помимо декоративных композиций, напряженные ритмические абстракции и не уступающие прославленным произведениям О’Киф по своей эротичности образы цветов («Идеальная любовь»).

Поражающие своей материальной роскошью и декоративностью великолепные картины Лоры Верховской – не только дань памяти и преклонение перед гением Сергея Дягилева, но и обращение сразу к нескольким музам искусств: к Евтерпе, Терпсихоре, Эрато, Талии и Мельпомене, которые по праву могут считаться покровительницами Фестиваля «Арт-ноябрь».

Натэлла Войскунская
Арт-директор Фестиваля,
ответственный секретарь журнала «Третьяковская галерея»

Все участники фестиваля
Партнеры
Информационные партнеры