2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995 1994

Участники фестиваля

Исай Зейтман

(живопись)

Россия

ЖИВОПИСЬ СЧАСТЬЯ

Исай Михайлович Зейтман родился в 1899 году в городе Александрия Елизаветинской губернии. С 1934 по 1940 г.г. учился в студии Константина Юона. 25 лет преподавал физическую оптику в МВТУ им. Н.Э. Баумана. Был в дружеских отношениях с Робертом Фальком, Александром Осмеркиным, Александром Куприным и другими известными художниками.

Работы Зейтмана хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее современного искусства в Москве, музеях Феодосии и Калининграда, доме-музее Волошина, а также в частных коллекциях в России, США, Австрии, Германии, Финляндии, Дании.

О творчестве Исая Михайловича Зейтмана впору писать не искусствоведческую статью, а поэму. И не только о живописи, разумеется, но и о человеке, о жизни, переходящей в живопись, и наоборот. Органичность его творчества такова, что любое деление на этапы, периоды, десятилетия и т.д. выглядит число условным и даже насильственным актом. Его живопись равна его дыханию. Оно естественно. И дышащий, т.е. пишущий, почти не сосредотачивается на самой механике процесса. Для него не писать и не дышать – действия равновеликие.

… Зейтман не больше и не меньше своего времени. Просто он каким-то ведомым только ему способом сумел в жизни и творчестве оказаться «поверх барьеров», то есть жил так, «чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы, ни кровавых костей в колесе». И это не было изменой времени. Это было спасением от него. Зейтман как физик-оптик и как художник оставил для себя только природу и искусство и растворился в них. Он, перефразируя того же Мандельштама, живопись «наверчивал как чистый бриллиант».
Российская древесная сень, золотой воздух Крыма, переменчивые сырые пейзажи Прибалтики, лица родных и близких, и вообще все, что бы он ни писал маслом или акварелью, неизменно становились живописной драгоценностью. При этом он никогда не прибегал к этнографической конкретности и иллюзорной деталировке. Ему достаточно было найти и обозначить природную драгоценность без ремесленной полировки граней... Цветовая тонкость и вплавленность красок в пространство его камерных картин исключительно музыкальны и не знают фальши. Это происходит потому, что художник пишет не отдельные стволы, ветви и листья, а их шум и трепет, не солнечные и лунные блики на воде, а запах моря и крики чаек. И в целом большая часть его произведений это не просто нечто, подпадающее под строгие жанровые определения «пейзажная живопись» или «композиционный портрет», а ЖИВОПИСЬ СЧАСТЬЯ.

Вильям Мейланд

Все участники фестиваля
Партнеры
Информационные партнеры