2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995 1994

Участники фестиваля

Макс Хаазе

(живопись)

Россия

Почти все, связанное с именем Хаазе, остается загадкой: достоверно известны годы его жизни - 1938-1998, а также то, что он завещал похоронить себя в общей могиле, и что он не оставил наследников. Распорядителем наследия Макса Хаазе оказался москвич Михаил Михайлович Занегин, который хранит работы художника, дает им условные названия (сам Хаазе их только нумеровал), реставрирует их и предоставляет на выставки.

Благодаря Михаилу Занегину мы знаем, что в молодости будущий художник рисовать не любил и об этом не помышлял. Но, увидев произведения Кандинского и Малевича, прочитав книгу теоретиков кубизма Глеза и Метценже, биографию Ван Гога Юлиуса Мейра-Грефе, Макс Хаазе захотел творить и начал заниматься живописью. Он упоминал в числе своих преподавателей известного советского портретиста Георгия Ряжского и художника Леонида Танклевского и рассказывал, что некоторое время занимался в знаменитой студии Элия Белютина, ученика Лентулова и Бруни. Это - весьма значимое сообщение: Белютин был одним из организаторов знаменитой авангардистской выставки в Манеже 1962 года, закрытой после визита на нее Никиты Хрущева. В зрелости Макс Хаазе высоко ценил рельефы Андреа Вероккьо, скульптуры француза Эмиля Антуана Бурделя и хорвата Ивана Мештровича.

Последние три года творчеством Хаазе занимается Натэлла Ильинична Войскунская, чьими усилиями была организована первая выставка в рамках фестиваля "Арт-Ноябрь" 2006 года, получившая название "Багатели и горельены". Макс Хаазе сам называл свои картины багателями (слово, обычно применяемое к легким музыкальным пьесам-"безделкам"). Термин "горельены" Хаазе "сложил" из горельефов и гобеленов, и оно как нельзя лучше описывает его удивительные творения - тканые из шерсти объемные картины-рельефы.

Багатели Хаазе не являются просто картинами, это - сложные объекты, в которых он применял различные приемы для создания объема, например, послойно наклеивал картон или примешивал к краске веревки, нитки и зернышки. Некоторые его вещи напоминают по технике известную Портлендскую вазу из двухслойного стекла, где по черному фону размещены белые выпуклые фигуры. Кроме того, Хаазе умело создавал "обманки", пользуясь живописными приемами. Например, в картине "Квартет" (напомним, все названия условны) он сымитировал технику маркетри, то есть мозаичной деревянной инкрустации. Еще на одной его работе можно увидеть скрипку на застежке-молнии (и расстегнуть ее): внутри спрятано подобие античной маски, рот которой заткнут розой.

Хаазе охотно использовал приемы сюрреалистов, помещая обычные объекты в необычное окружение, добиваясь тем самым эффекта сна или галлюцинации: так, руки на одной из его картин превращаются в раковины и веера, ногти - в кисти, глаза стекают в слезы. Так же как и у Сальвадора Дали, чье влияние на Хаазе нельзя не заподозрить, но которое не стоит преувеличивать, у русского художника на картинах почти всегда встречаются часы. Их циферблаты, за единственным, кажется, исключением не искажены, но они всегда показывают разное время. По мнению Натэллы Войскунской, Хаазе "склонен к иронии, мистификации и словотворчеству" и поэтому охотно разбрасывал по своим работам загадки и символы, которые можно трактовать множеством способов.

Все участники фестиваля
Партнеры
Информационные партнеры